Канатные стропы: что это и какие требования безопасности к ним | ТЕХТРАНС

Стропы канатные: правила их использования

Что такое канатные стропы? Это канатные изделия, предназначенные для перемещения и подъема различных типов грузов, для захвата оснащенные петлями, отверстиями или кольцами. Устойчивость к резким нагрузкам делает канатные стропы привлекательными при работе с самыми разноплановыми грузами. Особенностью таких изделий является возможность обнаружить дефект задолго до того, когда это станет критичным. В целом, они являются предпочтительными для применения в местах скопления людей и техники, представляющей значимую ценность.

Стропы канатные могут иметь несколько веток (многоветвевые), т.е. когда несколько канатов связываются в одной точке и надежно фиксируют. На свободных концах конструкции могут быть как петли, так и крючки. Это позволяет перемещать сразу много разных грузов, правда приходится учитывать угол наклона. Но чаще всего, такие изделия применяют для переноса изделий большого веса, которые необходимо зацепить в нескольких местах для удобства и распределения чрезмерной нагрузки.

Петлевые стропы («чалки») — это стропы, у которых на обоих концах имеются только петли. У такой конструкции есть большое преимущество перед аналогичной, но с крючками. Чалки просты и универсальны, поскольку их можно применять при наличии даже самых неудобных отверстий, куда петли без труда проникают, благодаря своей гибкости.

Производятся канатные стропы методом опрессовки канатов втулками из легких металлов. В некоторых случаях применяет оклетневка троса.

Требования к предъявляемые к канатным стропам их безопасной эксплуатации

При эксплуатации стропов канатных обычно руководствуются Межотраслевыми Правилами по охране труда при работе на высоте. Последние разработаны по заданию Министерства труда и социального развития РФ в соответствии с Программой совместной деятельности по унификации законодательства в социальной сфере и сближению уровня социальных гарантий граждан Беларуси и России.

Итак, о чем же они? Нас интересует, прежде всего, раздел «Требования безопасности к канатам, стропам».

Прежде всего, стальные канаты должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта, а если же они по итогу не могут получить свидетельства, то эксплуатация таковых категорически запрещена.

Недопустимо, чтобы крепление каната производилось непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей. Закрепление его конца на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается. Работающий канатные изделия необходимо периодически смазывать.

Стропы грузовые должны соответствовать ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 93 и должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

При отсутствии данных о положении центра тяжести груза, он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки. Кроме того, они должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

Работать с канатами без рукавиц не допускается. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение. Проверка стропов производится, обычно, еженедельно, однако, может проводится чаще, в зависимости от характера эксплуатации стропов.

Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

Можно ли ремонтировать канатные стропы самостоятельно?

Категорически не допускается самостоятельный ремонт таких изделий, особенно, если он сопряжен с риском для жизни людей. Специализированные компании и заводы проводят такие ремонтные работы с обязательным техническим освидетельствованием готовой продукции. Важно понимать, что проводится не только восстановление прядей каната, но и проверка на испытательном стенде в режиме стрессовой нагрузки с определенным повышенным коэффициентом, что практически невозможно организовать в обычных условиях.

В каталоге нашего завода вы можете посмотреть нашу продукцию, в частности, стропы из стального каната.